«Белые Ветры» – специализированный оператор загородной недвижимости на Калужско/Киевском направлении.

Технология ФАХВЕРК в современных загородных домах и не только

30.08.2017

Смарт – ты чей? Или великое примирение…

Как-то, посещая поселок Мирный на берегу озера Лебяжье в Елизарово, у нас,  в процессе осмотра местных достопримечательностей, повисли без ответа несколько вопросов. Недавно мне опять задали этот же вопрос, в связи с чем напрашивается вывод, что народ желает знать, а что же все-таки там было. Поэтому я решил, что кто-то же должен это сделать и хочу освежить всем нам  в памяти то, что мы и так давно знали, только немного  подзабыли. К тому же, принимая во внимание, с какими кренделями нам приходится  общаться, этот багаж будет нелишним.  После того как мы закончим наше повествование, вы сами точно дадите себе ответ на все вопросы, которые там были заданы, но к великому сожалению многих – на тот момент остались без ответа. Казалось бы с одной стороны: Дорога ложка к обеду! Ну а с другой: Лучше поздно, чем никогда!

И так поехали! Это страшное слово ФАХВЕРК  немного режет наш слух –  и тут вы правы, слово немецкого происхождения (нем. Fachwerk, от Fach панель, секция и Werk сооружение – панельное или секционное сооружение). Собственно мы не будем глубоко погружаться во всю тему фахверка, а пройдемся точечно, расставив акценты в нужных местах.

Начнем с определения ФАХВЕРКА – и  тут нам могла бы помочь википедия, но с ней нужно быть осторожней. Там кратко изложены основные моменты по фахверку, можно и нужно прочитать ее, потратив максимум 5 минут, тогда и мы не будем повторяться. Но определение из википедии требует редакции, так как дьявол кроется в деталях.

Так выглядит дом классического фахверка, который мы видим на фото и помним по старушке Европе. 

А это определение: ФАХВЕРК – это тип ограждающей конструкции преимущественно малоэтажных зданий, который  представляет собой каркас из пространственных секций, образованных системой горизонтальных  балок и  вертикальных стоек, а так же расположенных под разными углами наклона раскосов. Этот каркас обязательно (частично или полностью) должен быть виден с наружной (и возможно с внутренней) стороны дома. Пространство между балками заполняется различным наполнителем, в частности: глинобитным материалом (возможно саманом), кирпичом, камнем или же деревом.

Стойки и балки у всех были деревянные – бревна, лафеты, брусья, доски.  А  вот наполнитель мог быть разный, в зависимости от мест обитания. Использовали то, что у народа было под  рукой. Глинобитный наполнитель – это глина, перемешенная с тростником, камышом, соломой. Их добавляли в глину как утеплитель, для уменьшения теплопроводности, и как каркасную решетку, что бы при высыхании она меньше трескалась. Со временем деревянный каркас снаружи стали покрывать защитными темными красками, например морилками, а стены штукатурили и красили в белый цвет известью или мелом. Что и придавало этим домам свой неповторимый колоритный вид.

Давайте  подытожим наше базовое знание, от которого мы будем отталкиваться в дальнейшем и посмотрим, какие скользкие моменты нас могут подстерегать здесь. Как мы видим из определения фахверк представляет собой каркасную технологию строительства – это каркасник: стойки, балки, раскосины и наполнитель. Но каркасник не обычный,  а так сказать обнаженный, когда решетка каркаса выступает из стены и видна снаружи. Эти два условия необходимы, что бы каркасник превратится в фахверк.

И так что такое настоящий фахверк мы знаем. Теперь рассмотрим несколько задач, решив которые, мы становимся профессионалами в данной области. Предлагаю рассмотреть несколько фото домов и определить, что за зверь перед нами.

Этот дом, издалека да после 3-го стакана, очень  похож на фахверк. Посмотрим, что выйдет на поверку, когда у нас по нему появится больше информации. Оказывается это всем нам известный дом у дороги Троицк мкр. К. А как мы помним, или посмотрим в описании строку:  материал стен - щелевой кирпич. И соответственно без применения каких-либо каркасных технологий, один сплошной кирпич .

 

Вывод напрашивается сам собой – это не фахверк. Хотя сам по себе кирпич вычеркивать из конструкции фахверка совсем не правильно. Ведь строили же фахверковые дома, каркас которых был заполнен и бутовым камнем и кирпичом.  

Посмотрим еще 2 дома, конструктив которых схож.

Опять мы видим дома очень похожие на фахверк, и конструкция их как раз то, что нам нужно. А именно - каркасники. В подтверждение тому видим в нашем каталоге коттеджей верхний дом в Антоновке, нижний в Полянах и находим в строке материал стен – ключевое слово "каркас". Получается первое условие выполнено. Да и второе на лицо – стойки и балки четко видны на фоне стены. Все срослось и близок локоть! Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что все эти стойки, балки и раскосины превратились в пшик – в реальности это не оголенный каркас, а всего лишь его имитация, рейки, нашитые на стену. Еще эти балки можно назвать псевдо, а-ля, и прочее, но от этого суть дела не меняется. Так что свой локоть мы не укусим, но его легко может укусить сосед. Будьте бдительны:)))

В принципе двух этих хрестоматийных примеров вполне достаточно, все различные вариации будут крутиться вокруг них. С классическим фахверком мы разобрались. Если честно, то настоящего дома по обсуждаемой технологии из нашей базы да и вообще из моей практики предложить вам на обсуждение не могу. Может кто-то из вас вспомнит - предлагайте. Хотя забегая вперед, как говорит один радиоведущий, сегодня нас ожидает пару сенсаций – и это сущая правда. Я знаю, где есть фахверковые дома, но об этом чуть позже.

 

 

Теперь нам понятно, что фахверк это конструктив, технология – так сказать одно целое, неразрывное и снаружи и внутри, вследствие чего только видимой внешней оболочки не достаточно для оценки и принятия решения: что же это такое?  И тут напрашивается вопрос (он кстати там тоже прозвучал) можно ли все эти псевдо-фахверки называть «в стиле фахверк» или «стиль фахверк»? Ведь они все так похожи и узнаваемы. Вопрос конечно интересный, и когда я начинал писать эту бузу, я точно знал на него ответ, вроде и сейчас знаю, но легкие колебания, сродни камертоновым,  появились. Постараюсь кратко высказать свою точку зрения. И с удовольствием послушаю другие, ведь у каждой точки зрения есть своя замочная скважина. Да конечно можно, а кто нам мешает или запрещает так называть. Что бы защитить свою - приведу 2 примера отдельно для девчонок и для ребят.

Начнем с девочек: вы прекрасно разбираетесь в шмотках и косметике с парфюмом. Подделка шмоток в стиле любого известного бренда проходит менее болезненно в прямом смысле этого слова, нежели подделка косметики и парфюма. Обзовем подделку имитацией в стиле шанель, гуччи, кензо и пр и посмотрим на результаты применения. Хорошо еще если они вместо благоухания будут просто во… или неприятно пахнуть, а если высыпит  аллергия, начнут выпадать волосы, пухнуть губы и краснеть глаза, как тогда мы будем смотреть на эти флаконы в стиле ….. о-ля-ля. Ведь мы помним, важна не только обертка снаружи, но и внутренняя составляющая.

Теперь для мальчиков: все мальчики хорошо разбираются в автомобилях (да и наши девочки здесь в теме, они еще те наездницы)))) Так вот если взять рынок китайского автопрома лет 15-20 назад, то там были подделки практически на все известные мировые бренды. Некоторые производители пытались подавать на китайцев в суды, но им было все нипочем. И когда председатель компартии  Китая ответил буржуинам, а что вам жалко что ли, если народу нравится - пусть ездят, бренды стали потихоньку сдавать назад. А что по сути присудишь китайцам? Ведь они делали на коленке внешнюю копию машины. На мировых автосалонах их лазутчики с линейками набрасывались на выставочные образцы и хладнокровно копировали, замеряли и зарисовывали изгибы, линии, размеры кузова. И после пытались воссоздать внешний облик. А вся начинка шасси, мотор, салон оставались старыми и никчемными.  И спрашивается, может ли такой клон  иметь хоть что-то общее с прародителем? Ведь как мы помним важны конструктив и технологии как снаружи, так и внутри. Разве кого-то прельстит такая а-ля ауди или тойота в стиле ауди или тойоты? Ведь мы прекрасно понимаем, что китайским ауди или тойота могут быть только в одном случае, если к ним  придет сам бренд-производитель, принесет с собой технологии и будет контролировать процесс производства и сборки.

Вот теперь каждый может побыть в шкуре Гамлета и начать ломать голову по поводу «стиля фахверк»: Быть или не быть, вот в чем вопрос?  Из определения и на примерах мы увидели, что по сути Фахверк – это технология, конструктив  – а не стиль. А то, что мы видели в «стиле фахверк» – они к самому фахверку не имеют никакого отношения. Вот ведь вопрос! А должен же быть ответ. Присоединяйтесь с вашими мыслями.

Справедливости ради, касательно китайского автопрома, я должен внести ясность. На вопрос кому нужны такие тачки, попрошу сильно нос не задирать, нужны. С нами то понятно – они даже у нас тогда плохо приживались. А вот с китайцами дело обстояло совсем по другому – они мели свои тазы напомах миллионами. И уже к 2009 году обогнали все страны и вышли на первое место по производству автомобилей. Сейчас производят около 25 млн. штук в год. Львиную долю продукции потребляют сами. А вот еще одна цифра – попробуйте переварить, мне тяжело) Сколько вы знаете у нас автопроизводителей работающих,  да и которые загнулись? Ну скажем 10 – 20, ну пусть 30 шт. Примерно такие же цифры и в передовых развитых странах. А теперь ВНИМАНИЕ!!! В Китае их в 2006 году было примерно 6 300 предприятий. Чувствуете масштаб!!! А мы с вами про фахверк, я пока ни одного правильного классического дома не вспомнил.

Ну да ладно я немного отвлекся, давайте ближе к телу! Остался последний момент – и тоже важный. Достаточно преданий старины и запаха нафталина, теперь давайте обратим наши взоры в день сегодняшний. Посмотрим, как поживает фахверк в современных условиях. Одно мы выяснили – классического у нас нет, вероятно, все же это не наша технология – не приживается, но может кто-то что-то где-то вспомнит. Теперь совсем не обязательно при строительстве фахверка месить глину с камышом и соединять брус, строганный топором, в ласточкин хвост или посредством нагелей, и в том числе диагональных раскосин. Современные технологии шагнули далеко вперед, что позволило делать каркас фахверка очень прочным из клееного и обычного бруса и крепить его как нагелями, так и металлическими шпильками, выставляя это на показ, тем самым подчеркивая его мощь и брутальность. Соответственно и наполнитель поменялся, теперь это не только и не столько глинобитка, а базальтовая и прочая минеральная вата, которая находится между фанерой, ДСП или ОСБи.  Но и конечно стекло, и даже, как бы это не было очень странным, много стекла. Ведь конструктив, согласно определения фахверка, остался прежним - это обнаженный каркасник с наполнителем. А чем его набили – строгих рекомендаций нет. Так же нет рекомендаций, какого цвета краской его красить – просто полет фантазии.

И вот мы подошли к еще одному вопросу, помните тот дом у которого мы стояли, где произошел спор: ЧТО ЭТО?  Как примерно выглядел тот дом я покажу чуть ниже. А сейчас еще немного лирики и закругляемся.

Как мы знаем стереотипы ломаются с трудом или не ломаются вообще. И мы не будем здесь дискутировать на тему плохо это или хорошо. У нас другой вопрос. Но то, что они иногда мешают нам обрести истину, это факт. Иногда их  ломают, а иногда даже не пытаются. Вот несколько примеров, которые уже минули, и вам будет легко по ним понять, стоит ли это делать иногда или нет. Давайте опять обратимся к теме, где мы все специалисты – это конечно автопром. Первые два примера, когда производители попытались это сделать, они выпустили на рынок модели, которые не укладывались в традиционный модельный ряд в данный момент времени. За что, на первом этапе,  выдержали очень сильный прессинг и массу упреков со стороны особо оголтелых любителей марки.  Шумиха была большая, производители тряслись за свои имидж и репутацию. А эти защитники своих брендов изголялись и костерили их по чем зря. Пресса пестрела подобными заголовками и только ленивый не пинал автозаводы в зад. В 1997 году показали мерседес А-класса – это был революционный автомобиль с прорывными технологиями, который опередил свое время. На разработку модели и ее запуск на конвейер понадобилось 10 лет и 2,5 миллиарда еще тех рейхсмарок. Но статусники - мереноводы голосили, что он очень маленький и это просто унижает и позорит марку, и что если это не пинок, то точно пощечина. А лет 10 назад уже завопили бумероводы, когда вышел теперь уже ставший культовым, БМВ Х6. Этим не понравился тип кузова купе+внедорожник, но они правда успокоились гораздо быстрее. Кто теперь вспоминает об этом, но тем не менее производителям тогда досталось и поэтому им постоянно приходится держать нос по ветру. Ведь им нужны продажи. И что-то мне подсказывает, что те горлопаны, которые голосили больше всех, после купили эти тачки себе и женам и нахваливали их с таким же остервенением. Такова жизнь!


Ну и последний пример, как производитель, оберегая свою репутацию, все-таки не рискнул ломать стереотипы. Наверно многие из нас видели такую машинку как СМАРТ. Но смею предположить, что далеко не все знают, какому из очень известных брендов, она принадлежит.  А ведь мотивы те же самые, они просто не решились повесить свой шильдик на нее, боясь гнева шизанутых ревнителей марки.  Хотя теперь СМАРТ прекрасно поживает и отлично себя чувствует. И что-то мне подсказывает, что с шильдиком папаши он жил бы еще краше. Именно здесь некоторых может ожидать одна из сенсаций, когда они узнают, кому он принадлежит.

Вы спросите к чему это он загнул про стереотипы, может дунул из Женькиной трубки мира и Остапа понесло? Пожалуйста отвечу, может и да! А может и нет – сам забыл к чему!

Давайте лучше вернемся к нашему дому. Для того что бы получить правильный ответ на поставленный вопрос: ЧТО ЭТО? нужно попытаться отложить в сторону наши стереотипы по поводу классического фахверка и сосредоточиться на его определении. Смотрим на дом (он ниже) и разбираемся. К примеру, он был какой-то такой: много стекла и покрашен не в белый цвет. И стойки каркаса у него были видны. Кстати ответ Александра Борисовича прозвучал именно так – это каркасник.  Но Женя пошел еще дальше – он оппонировал всем, и сказал что это фахверк. Теперь нам легко понять, кто же все-таки оказался прав, применив наше базовое знание. То, что он каркасник, это было всем понятно и все с этим согласились. То, что на нем были видны стойки каркаса – многие не обратили внимания. Их, обнаженных, было не так много, но они были.  А чем заполнены каркасные секции утеплителем с фанерой и доской или стеклом – ровным счетом  не имеет никакого значения. Именно здесь нас ожидает очередная сенсация!!! Стереотипы мешают нам предположить, что такая конструкция может называться фахверком, но это голая правда – каркасник с обнаженными стойками. Поэтому, либо вы задвигаете стереотипы в дальний угол, и основываясь на определении, переходите в стан Жени (он вас сладко там окурит). Либо остаетесь при своем мнении - выбор за вами. Получается, что правы оказались оба, только ответ Александра Борисовича был не полным или так сказать промежуточным.

 Вот он красавчик современный фахверк – любуйтесь!!!

 

А вот что нам покажет яндекс, если мы погуглим  в строке поиска: СОВРЕМЕННЫЕ ФАХВЕРКОВЫЕ ДОМА ФОТО. Посмотрите и вы удивитесь!!!  И я думаю, насладитесь увиденным) 

А это каркас фахверка (смотрите ниже). Если вы присмотритесь, то увидите, что стойки разной толщины. Так вот тонкие зашьются, и мы их видеть не будем, а толстые, полностью или частично, останутся снаружи и будут радовать наш глаз.

Кстати, такие дома современного фахверка я видел в КП «Новорижские холмы». Часть домов там были именно такие - в стекле. И один в Зосимово.

 

Ну вот пожалуй и все! Видите как все просто, когда знаешь! Спасибо за внимание!

 

Владимир Разломалин, эксперт по загородной недвижимости.

 

Поделитесь с друзьями:

Рейтинг@Mail.ru